Ньюи вспоминает памятные технические лазейки

Эдриан Ньюи, создатель некоторых из самых инновационных конструкций автомобилей Формулы-1, недавно пересмотрел некоторые технические «лазейки», которые он использовал на протяжении своей выдающейся карьеры.

От Williams до McLaren и Red Bull изобретательность Ньюи определила целые эпохи доминирования Формулы-1, а его креативные интерпретации свода правил остаются легендарными.

В интервью Auto Motor und Sport будущий управляющий технический партнер Aston Martin рассказал о некоторых из своих самых запоминающихся дизайнерских подвигов, многие из которых изменили этот вид спорта навсегда.

Первая знаковая лазейка Ньюи появилась в начале 2000-х, когда он вновь представил в Формуле-1 диффузор с выхлопной трубой.

Хотя эта концепция изначально появилась в середине 1980-х годов вместе с Lotus, она была фактически запрещена после трагических событий в Имоле в 1994 году. Однако Ньюи увидел возможность вернуть ее под контроль.

«Мы нашли способ на McLaren 2000 года снова установить выхлопные трубы, обдувающие диффузор, спрятав их рядом с коробкой передач и над планкой», — рассказал Ньюи AMuS, слова которого цитирует официальный сайт Формулы-1.

«Но, конечно, потом эту лазейку закрыли!»

Это умное решение дало McLaren преимущество в производительности на короткое время, но правила FIA быстро запретили эту конструкцию.

Перенесемся в 2010 год, и следующим нововведением Ньюи стал Red Bull RB6. К тому времени Формула-1 перешла на новый набор аэродинамических правил, представив печально известный двойной диффузор.

Ньюи вспоминает памятные технические лазейки

Британский инженер воспользовался возможностью получить дополнительную производительность, объединив ее с технологией выхлопной системы.

«В RB6, автомобиле 2010 года, мы фактически установили выхлопные трубы сбоку, в районе бутылки с кока-колой, но при этом продували щель в двойном диффузоре, и это было очень мощно», — объяснил он.

«Двойные диффузоры, а значит и эта лазейка, были запрещены в 2011 году, но мы заново открыли для себя их силу, поэтому я беспокоился о том, чтобы не потерять ее».

RB6 стал одним из самых доминирующих автомобилей своей эпохи, помогая Себастьяну Феттелю завоевать первый из его четырех чемпионатов мира.

Когда в 2011 году двойные диффузоры были запрещены, Ньюи сосредоточился на решении фундаментальной аэродинамической проблемы, с которой сталкиваются все гоночные автомобили: турбулентности воздуха вокруг колес, известной как «сплющивание».

Он нашел гениальный способ использования выхлопных газов для смягчения этой проблемы, создав один из самых доминирующих автомобилей в истории Формулы-1 — RB7.

Ньюи вспоминает памятные технические лазейки

«Одной из крупных аэродинамических проблем, с которой сталкиваются все автомобили с открытыми и закрытыми колесами, является то, что называется «хлюпаньем», — объяснил Ньюи. «Когда воздух ударяется о колесо… он вырывается вбок.

«Я подумал, что если бы мы могли разместить выхлопную трубу прямо перед этим и заставить ее немного сдуваться, то мы могли бы использовать выхлопную трубу, чтобы перекрыть эту «сдавливающую» потерю.

«Это то, что сделала машина 2011 года, RB7, имея нечто похожее на биты для крикета прямо [перед] шиной. Это было невероятно мощно».

И снова FIA быстро запретила это решение в 2012 году, вынудив Ньюи и его команду адаптироваться.

В 2012 году Ньюи столкнулся с еще одной проблемой регулирования: теперь выхлопные газы должны были выходить вверх под углом 30 градусов. Поначалу Red Bull с трудом пытался достичь того же уровня производительности, но использование эффекта Коанда компанией McLaren открыло путь вперед.

«McLaren придумали эту концепцию и взорвали ее, что известно как эффект Коанда», — сказал Ньюи.

«Мы в Red Bull фактически скопировали канал McLaren, направленный вверх, а затем изгибающийся вниз, но проследили его до самого заднего колеса, так что у нас был неплохой шанс придать ему U-образную форму».

«Это был невероятно мощный эффект, как только мы его запустили».

Благодаря этой адаптации команда Red Bull сохранила лидирующие позиции на стартовой решетке, увеличив свое доминирование до четырех последовательных побед в чемпионатах пилотов и конструкторов с 2010 по 2013 год.

Размышляя о той эпохе, Ньюи сказал: «Эта цепочка из четырех чемпионатов… одним из самых мощных [элементов] было то, что все четыре года мы находили способ заставить работать выхлопную систему».

В следующем месяце талант Ньюи найдет новое применение, когда он присоединится к Aston Martin в качестве управляющего технического партнера.

Поскольку его старт запланирован как раз перед Гран-при Австралии 2025 года, команда делает ставку на его легендарную способность находить лазейки и создавать победные конструкции.

Пока Ньюи готовится к следующему этапу своей карьеры, его наследие как главного новатора Формулы-1 остается неоспоримым — наследие, основанное на расширении границ правил и переосмыслении возможностей в области автоспортивной инженерии.

Оцените статью
Добавить комментарий