Драматическая дисквалификация Джорджа Рассела на Гран-при Бельгии в воскресенье из-за недовеса автомобиля спровоцировала интенсивные поиски ответов в команде Mercedes и породила теорию о том, что гениальный ход британца стал причиной его дисквалификации.
В Mercedes, озадаченные неожиданным результатом, тщательно изучают каждый аспект гоночного уик-энда, чтобы выяснить первопричину того, почему после воскресной гонки в Спа-Франкоршам автомобиль Рассела оказался на 1,5 кг легче допустимого для Формулы-1 веса.
Одно из предположений, поначалу встреченное скептически, но быстро набравшее популярность в воскресенье вечером, состояло в том, что основной причиной недостаточной массы автомобиля был чрезмерный износ шин.
Незапланированная, смелая стратегия Рассела, гениальный ход, который, казалось бы, противоречит логике, мог непреднамеренно привести к его поражению.
«Мы пока не понимаем, почему автомобиль оказался с недостаточным весом после гонки, но проведем тщательное расследование, чтобы найти объяснение», — прокомментировал Эндрю Шовлин, директор по техническим вопросам на трассе Mercedes.
«Мы предполагаем, что потеря резины из-за единственной остановки стала одним из факторов, и мы постараемся понять, как это произошло».
«Но мы не будем оправдываться. Этого явно недостаточно, и нам нужно убедиться, что это не повторится».
Идея о том, что шины могли стать причиной недостающих 1,5 кг, может показаться неправдоподобной, но физические данные неоспоримы.
Pirelli, эксклюзивный поставщик шин для Формулы 1, подтвердил, что шины обычно теряют около килограмма массы за гоночный отрезок. Учитывая продолжительный отрезок Расселла — или 34 круга — на одном комплекте жестких шин, можно предположить, что его автомобиль потерял значительно больше веса, чем у его соперников, которые выбрали дополнительный пит-стоп.
«Каждая трасса отличается, каждая ситуация отличается, и износ нелинейный», — объяснил Марио Изола, глава Pirelli F1. «Это зависит от того, насколько вы нажимаете педаль газа, и от того, идеален ли ваш баланс, иначе вы изнашиваете все четыре шины».
Агрессивный стиль вождения Расселла, особенно на последних этапах гонки, когда он оборонялся от товарища по команде Льюиса Хэмилтона, мог привести к ускоренному износу шин.
Кроме того, уникальные особенности трассы Спа-Франкоршам, в том числе отсутствие традиционного круга почета после гонки, усугубили проблему.
Обычно гонщики пользуются этой возможностью, чтобы собрать червячки и добавить веса шинам, что является важной тактикой, позволяющей избежать штрафов после гонки.
Изола предположил, что отсутствие червячков могло стать причиной значительной части недостающего веса.
«Учитывая, что автомобиль на 1,5 кг меньше, 1,5 кг на четырех шинах возможны, если вы говорите только о подборе червячков», — сказал он. «Если у вас много подбора червячков, то для 1,5 кг это будет менее 400 граммов на каждой шине. Это возможное число».
Однако пазл еще далек от завершения. Mercedes, как и любая топовая команда Формулы-1, тщательно рассчитала ожидаемый износ шин и влияние специфических условий Спа на вес автомобиля.
Тщательная подготовка и моделирование, проведенные командой, должны были учесть эти переменные.
Поиски пропавших 1,5 кг будут распространены и на другие области. Изменения в настройках болида, внесенные в пятницу вечером, влияние мокрой квалификационной сессии на сбор данных и даже общая стратегия распределения веса команды будут находиться под пристальным вниманием.
Перед Mercedes стоит непростая задача разгадать тайну. Хотя износ шин выглядит правдоподобным объяснением, важно рассмотреть и другие факторы, которые могли способствовать недовесу автомобиля.
Команда должна тщательно проанализировать каждый аспект гоночного уик-энда, чтобы не допустить повторения подобной ситуации и гарантировать, что победа Джорджа Рассела не станет просто сноской в истории Формулы-1.
Как заявил Тото Вольф, руководитель команды Mercedes: «Нет никаких оправданий. Мы должны извлечь из этого урок как команда. Но сегодня есть и более позитивные моменты».
«Очевидно, что для Джорджа это огромный удар, ведь он гонщик, чья мечта — побеждать в этих гонках — теперь рухнула, но он выиграет еще много раз».
Путь к искуплению для Mercedes начинается с всестороннего понимания того, что пошло не так в Бельгии. До тех пор вопрос о том, как автомобиль, который первым пересек финишную черту, может быть дисквалифицирован, будет продолжать преследовать команду.